Воскресенье, 19.05.2024, 13:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Газета "Земля и люди" РМ Ичалковский район
    Главная » 2015 » Апрель » 23 » Вдохнуть жизнь в глину
    08:30
    Вдохнуть жизнь в глину
    Гончарное дело – производство с интересной исторической судьбой. Сначала это было исключительно ремесло: мастер изготавливал глиняные сосуды, которые обычно использовались для еды, воды и сыпучих продуктов. Но со временем формы становились разнообразнее, сфера применения – шире. Некоторые из изделий стало модно украшать и отделывать. Вот тогда-то гончарное производство и переместилось из прозаической бытовой области в область искусства и окончательно закрепилось в ней с появлением первых чашек и бокалов, изготовленных на промышленных предприятиях. Сегодня профессия гончара – довольно большая редкость. Мастеров, овладевших древним ремеслом, не так уж много. Среди них - Е. Панькин: волшебник, в руках которого простой кусок глины обретает собственную жизнь. Давно замечено, что чем талантливее человек, тем он скромнее. Евгений – наглядный тому пример. Он отнюдь не считает свое увлечение уникальным. Однако увидев его работы даже на снимках, невольно залюбуешься лаконичностью и изяществом форм. Стоит ли говорить о том, как прекрасно они выглядят в реальности! Наш герой получил сразу два образования: сначала закончил худграф Ичалковского педагогического колледжа, а затем – отделение декоративно-прикладного искусства Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева. «На втором курсе университета и увлекся гончарным делом, - рассказывает он. – Все началось с занятий по лепке. Мы учились разным ее видам – сначала пробовали лепить руками, потом изготавливали поделки из глиняных жгутов и пластин, а затем начали осваивать гончарный круг. Работать в мастерской, оттачивая свое умение, можно было до самого вечера». Сейчас главное гончарное увлечение Евгения – глиняная посуда: кувшины и крынки, чашки и чайники, сахарницы и пивные кружки. А еще квасники, в которых обычно хранили и подавали традиционный славянский напиток, и кумганы – сосуды для воды с носиком и узким горлом. Каждое уникально, двух похожих друг на друга изделий просто не найти! Форма может быть одинаковой, но при этом любая вещь несет на себе отпечаток творческой индивидуальности мастера. Однако процесс превращения обычной глины в произведение гончарного искусства трудно назвать быстрым. Собственно, все начинается с выбора самой глины. Абы какую использовать не получится: излишки извести лишают некоторые виды прочности и пластичности. Такая глина для лепки непригодна. Обычно материал ищут вдоль рек, где вода подмывает берег, и добраться до глиняных пластов несложно. Евгений признается, что у каждой глины – свой неповторимый характер, и под иные сорта приходится подстраиваться. Следующий этап – подготовка сырья. Он может занимать почти год! «Выкопанную глину привожу к дому и складываю в небольшие кучи, - рассказывает гончар. – Они мокнут под дождями, сохнут, снова мокнут… Так под воздействием атмосферных осадков соли, которые есть в глине, постепенно растворяются. Затем сырье просеивается через сито, отстаивается в ведре или тазу, подсушивается на плитах и «отлеживается» еще 2-3 дня. Словом, больше времени уходит на подготовку материала, чем на само изготовление того или иного предмета». Вот такой долгий подготовительный процесс предшествует рождению керамического совершенства. А непосредственно придание глине формы требует от мастера определенного настроя, вдохновения. «Если его нет, даже станок не хочет работать» - говорит Евгений. Кстати, механический гончарный круг с ножным приводом, на котором и выполняется основная работа, ичалковский умелец собрал самостоятельно. «Особой кропотливости требуют предметы, в которых много деталей, таких, как ручки, носик, ножки, - рассказывает мастер-керамист. – Но и простую форму изготовить не так легко, как кажется. Здесь все внимание сосредотачивается на силуэте, линиях и пропорциях». Самостоятельно Евгений изготовил и простую печь для обжига. В ней две основных части – загрузочная секция и топка. Температура обжига для разных видов керамики различна. Для чернолощеной и молочной – 800-900 градусов. Кувшин, покрытый глазурью, закаляется при еще более высокой температуре. Белая глина требует 1100-1300 градусов. Если не соблюдать эти требования, изделие просто не получится. Сам обжиг занимает около пяти часов. Печь раскаляется постепенно – от самого маленького огня до максимальной температуры. Готовая посуда остается внутри до полного остывания. Первый обжиг дает изделию прочность, а второй или, при необходимости, третий обычно нужны для декорирования. Украшение керамики – завершающий этап, на котором вещь приобретает свое «лицо». Есть несколько основных видов декорирования. Например, молочный обжиг – уже готовое изделие окунается в молоко и затем вновь обжигается в печи. Посуда получается приятного коричневого цвета. Или дымление, когда глина пропитывается в печи дымом, превращаясь в чернолощеную керамику и приобретая особый блеск, сходный с металлическим. Ну а рельефные узоры и надписи, вырезанные специальными штампиками, процарапанные по поверхности узоры и даже цветные рисунки, выполненные с помощью жидкой белой глины с добавлением красящего пигмента – все зависит только от фантазии и вкуса мастера. Да и сама глина, в зависимости от сорта, может приобрести после обжига не только красный, но даже розовый оттенок. В семье Панькиных керамической посудой ручной работы пользуются и в быту. И все сходятся во мнении, что даже самое простое блюдо, приготовленное в ней, получается гораздо вкуснее обычного. Каша в керамических горшочках так и рассыпается – без всяких добавок. Картофель с маслом становится самым изысканным блюдом. Да и готовить в такой посуде гораздо легче: загрузил все ингредиенты, поставил посуду в печь и через положенное время наслаждайся вкусной и здоровой пищей! Складывавшийся веками процесс изготовления керамики почти не изменился и по сей день, поэтому в гончарном деле не бывает мелочей. Нужно старательно учиться всему – как выбирать и готовить глину, как правильно сушить и обжигать сформированное изделие, как его украсить. «Еще в годы учебы впервые попал в Центр развития гончарного искусства в Богородске Нижегородской области, - рассказывает Евгений. – Там регулярно проводятся фестивали, ярмарки и выставки, на которых гончары со всей страны имеют возможность пообщаться друг с другом, получить совет признанных мастеров. Был в Центре уже несколько раз: всегда интересно посмотреть на то, что делают другие и научиться чему-то новому. Общаемся также с гончарами из Б. Болдина и Казани, других городов». Мастерство Евгения Панькина уже известно на всю республику. Он – постоянный участник республиканского фестиваля народного творчества «Шумбрат, Мордовия!». А в нынешнем году в рамках выставки-конкурса творческих работ «Мастер года» работы ичалковского гончара-керамиста вместе с работами умельцев со всей республики почти три недели демонстрировались в Саранске. «Впервые Евгений принял участие в нашем состязании мастеров изобразительного и декоративно-прикладного творчества в 2010 году и с тех пор остается его неизменным участником, - рассказывает методист по народному и декоративно-прикладному творчеству МБУК «Дворец культуры г.о. Саранск» С.Ю. Мустакиду. – Его работы представлены в номинации «Художественные промыслы и ремесла». В 2013 году Е. Панькин стал обладателем Гран-при и звания «Мастер года». Он очень одаренный человек, и год за годом заметен его творческий и профессиональный рост». Большая мечта Евгения Панькина – поездка в Мексику. «Мексиканские индейцы изготавливают очень интересную керамику наподобие чернолощеной. Похожей больше не делают нигде, - рассказывает он. – Качественно и необычно сделано и само изделие, но мне больше нравится их традиционный декор – черный узор на сером фоне. Трудно объяснить словами – нужно видеть…» Вот такое оно – гончарное дело: долгий, скрупулезный и в какой-то степени непредсказуемый труд. Однако результат этого труда – настоящее произведение керамического искусства: отточенное, филигранное совершенство, пришедшее к нам из глубины веков. Н. СМИРНОВА
    Просмотров: 622 | Добавил: Glav_redactor | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024